На Кг’хр-аа-тх я попал в четыре года. С родителями, в консульство.
«Вежливо здороваемся» – примерно так можно описать наши с аборигенами отношения. Это когда один желает доброго утра, а другой в ответ – приятного аппетита. Причём оба – собеседника НЕ ПОНИМАЮТ. Но общий настрой чувствуется.
Посольство там держать бесполезно – ксенологическую экспедицию разве что. А консул… а что консул? Встретить (или вытащить) незнамо как попавших на планету соотечественников (или кого ещё из гуманоидов – из солидарности), да уладить мелкие недоразумения. Последние, кстати, редки – из-за полного непересечения интересов.
Вскоре я стал ведущим специалистом «по недоразумениям».
Как?
Через полгода я заговорил. Бегло. Свободно. Как может заговорить ребёнок, которого никто не учит языку – он учится сам.
- Мама, как ты не понимешь?! Тётя-шхи не любит твою шляпку! Она чувствует, что призывать смерть – здраво, но красные ноги обижают узнанных… – и пусть это не тётя, а одно из трёх «оно», а синий берет сочетается с брюками, смысл понятен: что-нибудь надо снять. Во избежание.
До сих пор не знаю, при чём тут смерть и кто такие узнанные – но этого и не требуется. Конфликт исчерпан.
Язык я со временем забыл – как забывают не повторяемое непонятное. Помню лишь несколько фраз, да счёт: его я учил… как стихотворение. Но умение понимать чужое, хотя бы в первом приближении, осталось.
Так я стал «раман».
* * * 7. * * *
Первую сессию я, можно сказать, провалил. «Отлично» по специальности, «хорошо» по смежным предметам – и сплошные «посредственно» по всем остальным. В кабине пилота «лишние» знания выветриваются быстро…
Заниматься надо, а не приключений ночами искать!
Честно говоря, я с удовольствием перевёлся бы на «специальность-и-смежные». Но сокращённый курс – только для имеющих высшее образование, да ещё для офицеров-конвентаров. По договорённости. Я же числюсь парнем-с-окраины. Фронтерцем.
За два дня до каникул пришло сообщение.
От адмирала Накта.
Кружным путём.
Накт, в какой-то мере, моё начальство – но у него хватает здравого смысла не лезть в дебри ксеноразведки. Где меня носит, он в курсе… и в каком статусе, тоже в курсе. А потому это послание здорово меня озадачило.
«А-Рен, как освободишься, приезжай. У сына свадьба, ты шафер. Н-Ти».
Шафер…
И причина, и предлог.
Что ж, две пересадки – и я дома!
А перед отъездом забежать к шан-ти и оставить ему кота.
Свадьба пела и плясала – а мы заперлись в каюте. Вроде бы, по ксенологическим делам. Посоветоваться…
- Сколько, по твоим расчётам, до инсектоидного «броска»?
- Семь лет. В худшем варианте – пять.
Н-Ти вздохнул.
- Ага. Как раз время для небольшой междоусобной драчки: побеждённый уползёт в пещеру, победитель залижет раны, и – на инсектоидов!
- Это если драчка в драку не перерастёт. Внешнюю Линию восстанавливать – годы. А специалистов – ещё дольше. Что… есть признаки?
Н-Ти опять вздохнул. Подпёр тяжёлую голову рукой.
- Признаки. Д-Хар уже карты развесил… медитирует.
- Он, что, совсем сбрендил?!
- Тишше ты… совсем. Я… перестал его понимать. Может, ты… ты же раман.
Дался им всем этот раман! Можно подумать, я мысли в головах читаю – и в бинарный код перевожу! Не понимаю я НашеБешенство, давно не понимаю! Думал, теряю квалификацию – но после чаепития с Шархи… ох.
А больше некому.
- Ладно, Н-Ти, попробую. Но… за результат не ручаюсь.
- И ты?! Дааа…
Мне не по себе. Адмиралу тоже. Похоже, он не всё сказал – но продолжить никак не решится. Интересссно…
Н-Ти откашлялся.
- Мне тут послание пришло. Приватное. От… Первого Ярла Галактического Конвента, гранд-адмирала Да-Лира.
Кхгм… ого! Дар речи, вернись.
- От конгрейва…
- Что?
- Конгрейв Да-Лир. Это так называется. Полный титул он для нас привёл.
- Понятно… В общем, он говорит то же, что и ты. А ещё он говорит… что Д-Хар спровоцирует конфликт. Что у него на это есть причины, «выходящие за рамки естественной ксенологии». Это его слова, я их не понял. Может, ты…
Знакомый рефрен: «ты же раман»! Раман тут не поможет, Конвент – гуманоидное объединение. Естественная ксенология, естественная… Ир-Хан, излагающий вчерне «теорию для внутреннего пользования»… затребовать у конгрейва курс лекций, что ли?!
- Я бы с ним пообщался, но…
Из Алрейна тут же вылечу!
В лучшем случае.
Шархи, конечно, о встрече доложил – но для опознания в ординарном пилоте Ксеноразведчика Всея Конфедерации у него данных нет.
Кому доложил?
А, так… в ночь (утро) приснопамятного визита в четыре пятнадцать по местному в Алрейнский порт прибыл крейсер Конвента. Вопросы есть?
Н-Ти задумался. Набрякшие веки, мешки под глазами… когда он в последний раз нормально спал?!
- Если это поможет, согласен быть посредником. «Испорченным телефоном»… – Накт усмехнулся. – В конце концов, голову теряют только раз.
- Не переживайте, адмирал! «Раздачи» хватит на всех.
P.S. Стук в дверь. А мы ещё не всё выпили…
- Господин адмирал! Разрешите обратиться к капитану А-Рену?
- Разрешаю.
- Господин капитан! Вас вызывает Командующий Д-Хар. Срочно!